• 4

Фэнтези и кино

15 баллов, 15 оценок15 баллов, 15 оценок +15
Авторизуйтесь, чтобы оценить.

Нам с вами нравятся миры, порождённые авторским воображением, невероятные, мифические существа, отважные и неоднозначные герои, эпические сюжеты, сложные законы магии и атмосфера романтического Средневековья. Поэтому вас наверняка волнует вопрос: почему в последнее время так мало фильмов, достойных этой нашей любви?

2013-и войдет в историю как год расцвета научной фантастики в кино. Мы увидели более полудесятка хороших и разных картин — от почти реалистической «Гравитации» до наивных, но талантливо сделанных «Тихоокеанского рубежа» и «Стартрека: Возмездие». И не только научная фантастика сейчас на подъёме — считавшийся сугубо развлекательным жанр супергеройского фильма стал в последние годы куда серьёзней и взрослей. Такие циклы, как «Тёмный рыцарь» и «Железный человек», приучил нас к ярким персонажам с развивающимися характерами. К непредсказуемым сюжетам и сложным морально-этическим вопросам.

На этом фоне особенно заметно, как плохи дела в жанре кинофэнтези. Не считая «Хоббитов», которыми Питер Джексон нас заблаговременно обеспечил, за последние годы не снято ничего мало-мальски выдающегося. Это тем удивительней, если вспомнить, что в книжном мире серьёзное фэнтези процветает — книги Мартина, Аберкромби, Геймана и Ротфусса тому доказательством. Жанр неплохо чувствует себя на телевидении — «Игра престолов» пошла уже на пятый сезон. Трудами Blizzard, Bethesda и BioWare фэнтези отлично представлено и в игровом мире. Но только не в большом кино.

Злополучный «Золотой компас» один из «могильщиков» кинофэнтези. По иронии судьбы, вне США фильм собрал отличную кассу… но New Line Cinema умудрилась заранее продать права на зарубежный прокат

Чтобы разобраться, в чём тут дело, нужно перебрать всё, что было снято в жанре за последние десять-пятнадцать лет. А ещё порассуждать о такой низменной материи, как бюджеты и кассовые сборы. Потому что речь идёт о большом фэнтезийном кино, которое стоит огромных денег.


ФЭНТЕЗИ СЧИТАЮТ НЕСЕРЬЁЗНЫМ ЖАНРОМ

Четырнадцать лет назад состоялся прорыв: на экраны вышел «Властелин Колец», лучшее эпическое кинофэнтези в истории. Три грандиозных и вполне серьёзных фильма принесли три миллиарда прибыли и суммарно получили семнадцать «Оскаров». Казалось, Питер Джексон должен был стать примером для всех, кто снимает фэнтези. Однако законодателями мод стали совсем другие люди. Почти одновременно с «Властелином» на экран вышла первая часть другой, не менее успешной киносерии — «Гарри Поттер», причём сборы «Философского камня» были на сотню миллионов больше, чем у «Братства Кольца». «Ага, — смекнули маркетологи, — публика-то предпочитает фэнтези с детьми в главных ролях. Да и хоббиты, если подумать, те же дети!» И отправились искать новую золотую жилу, снимая эпическое фэнтези… для младшего возраста.

Но жила упорно не желала откапываться. Более-менее удачными получились разве что «Хроники Нарнии», которые на фоне сурового «Властелина» выглядели совсем детскими, да и те уже со второго фильма начали заметно снижать планку качества. Чаще попытки скрестить высокое фэнтези с семейным кино заканчивались или плохо, или очень плохо. Примером «плохо» может послужить «Золотой компас» — неровный, но симпатичный детский фильм, который тем не менее провалился на родине и практически разорил студию New Line Cinema. «Очень плохо» — это «Эрагон» по книге Кристофера Паолини, состоящей из штампов и плагиата, и бездарный «Повелитель стихий» от невезучего Шьямалана, разгромленный всеми критиками и фанатами. Чтобы сейчас, после стольких неудач, снимать фильмы про полноценные фэнтезийные миры, нужна большая смелость. Неспроста премьеру «Седьмого сына» постоянно переносили: студия до смерти боится пополнить этот список.

Тем не менее в 2009 году Тиму Бёртону удалось, казалось бы, невозможное: его глупенькая, но безумно стильная «Алиса в Стране чудес» собрала почти миллиард. «Ага, — кивнули маркетологи, — так зритель просто не любит оригинальные истории и новые миры. Ему подавай знакомое, и чтобы упаковали покрасивше!» И тут же на экраны хлынули переделки старых сказок на новый лад — «Оз», «Джек покоритель великанов», «Красная шапочка» и сразу две «Белоснежки». Все эти картины могут похвастать красивым антуражем… и, в сущности, больше ничем. Боссы студий, похоже, не осознали, что достоинства «Алисы» были в актёрской игре и в узнаваемом стиле Бёртона, а не в штамповом сюжете и не в эксплуатации старых сказок.

Истинное лицо Зла, согласно нынешней киномоде — невменяемая колдунья или королева

Конечно, «тейлкиллерские» фильмы не худшее, что случалось с кинофэнтези. Они, по крайней мере, честны со зрителем — в отличие от «Эрагона» и компании, они не прикидываются эпосами, а остаются честными сказками. Но эта волна фильмов наглядно показывает, как относятся к нашему любимому жанру люди, принимающие решения в Голливуде. Они считают, что фэнтези снимается для детей и инфантильных взрослых. А раз так, можно не напрягаться с проработкой персонажей и логичным сюжетом.


«ВЫСОКОМУ» ФЭНТЕЗИ ЕСТЬ ДЕШЁВАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Казалось бы, экранизации классики — «Властелина Колец», «Хоббита» и «Нарнии» — вышли вполне удачными и по качеству, и по доходам, а провалились фильмы по менее известным книгам. По логике выходит, что чем сильнее первоисточник, тем лучше фильм, разве не так? На самом деле в глазах студийного маркетолога «Нарния» не отличается от «Эрагона». И то, и другое суть «высокое» (high) фэнтези, где действие происходит в ином мире. Этот жанр может приносить огромные прибыли, но снимать его очень дорого, долго и сложно, при этом кассовый успех ещё не гарантирован.

А затраты на создание целого экранного мира, как оказалось, не очень-то и нужны. Потому что западный маркетолог трактует фэнтези достаточно широко, включая и куда менее затратный его подвид – low fantasy, где действие происходит в нашем мире (в России этот жанр более известен как «городское фэнтези»). И если у нас, любителей фантастики, этот жанр ассоциируется с «Задверьем» Геймана или хотя бы с «Дозорами» Лукьяненко, то у Голливуда на уме другое. В чёрном для кино 2008 году вампирский лавбургер «Сумерки» собрал в прокате четыреста миллионов долларов. Эти цифры не так впечатляют, пока не посмотришь на бюджет «Сумерек» — фильм окупился в десять с лишним раз. Для истории о вампирах в маленьком современном городке не понадобились ни средневековые костюмы и доспехи, ни многоэтажные декорации,ни сложный грим. (В принципе, приличный первоисточник и актёрская игра ей тоже не понадобились). А значит, финансовый риск гораздо меньше.

По законам «сумеречного» жанра любую Мэри Сью ждёт великая судьба и не менее двух ухажёров (почти неотличимые кадры из «Орудий смерти» и «Темного мира: Равновесие»)

«Ага», — привычно сказали маркетологи, и в кино надолго пришла новая мода: подростковое городское фэнтези. Не проходит и года, чтобы не вы шла очередная картина про простую девочку, которая живёт в обычном современном городе и до поры не подозревает, что вокруг бродят вампиры и оборотни. Сюжет обычно включает в себя Пророчество С Большой Буквы, клеймо «Избранная» во весь лоб и, конечно же, любовный треугольник. В одном только 2013 году таких одинаковых фильмов выпустили четыре, и это если ничего не забыли.

Эпидемия «сумеречности» охватила не только Америку, но и страны победнее, где режиссёры почуяли шанс в кои-то веки снять фильм «как в Голливуде». Германия одарила нас сомнительным лавбургером «Таймлесс: Рубиновая книга», а русский кинематограф переплюнул всех и снял «Тёмный мир: Равновесие», в котором собраны все до единого штампы жанра. Клоны «Сумерек» и «Поттера», в отличие от оригиналов, регулярно проваливаются в прокате — и поделом! — вот только при этом они приносят фэнтези, в особенности городскому, дурную репутацию.


КИНО НЕ ДРУЖИТ С ХОРОШЕЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Глядя на деньги, которые тратятся на заведомо провальные фильмы по «Орудиям смерти», «Эрагону», «Перси Джексону» и «Истории одного вампира», хочется воскликнуть: «Голливуд, что ты делаешь, прекрати!» Почему бы не взять за основу сильный первоисточник — к примеру, книги Урсулы Ле Гунн, Терри Пратчетта или Чайны Мьевиля?Даже из их молодёжных и «городских» вещей получилось бы куда более сильное кино за те же деньги. К слову, экранизации Нила Геймана, причём именно его подростковых книг — «Звёздная пыль» и «Коралина в стране кошмаров», — вышли и достойными с художественной точки зрения, и вполне прибыльными.

Иные научно-фантастические и супергеройские фильмы больше похожи на хорошее кинофэнтези, чем «чистокровные» представители жанра. Это, к примеру, «Хеллбой 2. Золотая армия», «Джон Картер» и «Тор 2. Царство тьмы»

Не дождавшись внимания от Голливуда, настоящее фэнтези стало эмигрировать на телевидение, что, может быть, и к лучшему. «Игра престолов» и три минисериала по Плоскому миру уже доказали, что именно телевизионный формат позволяет сохранить не только дух, но и букву первоисточника. Но чего ждать нам, поклонникам большого кино? Неужели нас так и будут кормить стомиллионными картинами про Мэри Сью, Избранного и красавчиков-демонов? В фэнтези хватает коротких истории, отлично подходящих для полнометражной экранизации, — к примеру, ранние вещи Сапковского. Однако телефон пана Анджея что-то не разрывается от звонков с киностудий. Зато иные писатели-дебютанты умудряются продать права на экранизацию своих книг ещё до публикации.

По всему видно, что голливудские продюсеры в большинстве своём не рассматривают фэнтези как жанр с богатой литературной основой и не озадачиваются поиском сильного первоисточника. Так возникает замкнутый круг — люди, считающие фэнтези жвачкой, создают плохие фильмы. Плохие фильмы, в свою очередь, убеждают публику, что от фэнтези не стоит ждать ни умных сюжетов, ни хотя бы приличного развлечения. В итоге страдают обе стороны.


ТАК УЖЕ БЫЛО В ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ

Выше мы говорили в основном о тенденциях последнего десятилетия. Но не стоит себя обманывать: никакого «славного прошлого», когда кинофэнтези было сплошь великим, в общем-то, нет. Есть лишь два периода, когда жанр был более-менее на подъёме: середина восьмидесятых и начало двухтысячных.

Восьмидесятые во многом стали определяющей эпохой, когда фантастическое кино оказалось на распутье между фэнтези и научной фантастикой. В те годы громкие фэнтези-блокбастеры появлялись почти так же часто, как сейчас. Вот только особого успеха они не имели ни у тогдашних критиков, ни у публики. Даже те фильмы, что со временем стали культовой классикой и заработали миллионы на домашнем видео — «Легенда» Ридли Скотта, «Бесконечная история» Вольфганга Петерсена, «Виллоу» и «Лабиринт», спродюсированные Джорджем Лукасом, — в прокате либо провалились, либо едва окупили бюджеты.

Но главная проблема была не в деньгах — в конце концов, «Дюна» и «Бегущий по лезвию» тоже не стали кассовыми хитами, что не мешает им быть признанной классикой кинофантастики. Дело в том, что, если снять очки ностальгии и посмотреть честно и непредвзято, фэнтези-фильмы восьмидесятых были ничем не лучше «Золотого компаса» или «Алисы». По сюжетам они недалеко ушли от детских сказок и не могли понравиться взрослому зрителю, а для детей были мрачными и страшноватыми. Сейчас эту волну кинофэнтези принято хвалить за умелое использование марионеток и других докомпьютерных спецэффектов, но этим они ценны разве что для историков кино. О героическом же фэнтези восьмидесятых, рассчитанном вроде как на взрослых, и вовсе не хочется вспоминать. «Рыжая Соня», «Повелитель зверей» и прочие клоны «Конана-варвара» проходили по второсортной категории «Б», что в данном случае впору расшифровать как «бюсты и бицепсы». Всё это выходило одновременно с такими мощными картинами, как «Терминатор», «Чужие», «Вспомнить всё», — неудивительно, что научная фантастика с лёгкостью одержала верх в соперничестве жанров как за сердца зрителей, так и за их кошельки.

Создатели «Перси Джексона» страдают раздвоением личности: они уверяют прессу, что их фильмы не калька с «Гарри Поттера», и при этом копируют оттуда самые зрелищные сцены

Кинофэнтези вообще небогато на шедевры, особено по сравнению с научной фантастикой. Чтобы составить список выдающихся, «десятибалльных» научно-фантастических-фильмов за всю историю, понадобится не менее тридцати позиций. Трудно решить, что ценее для жанра: «Космическая одиссея», «Звёздные войны», «Бегущий по лезвию» или, скажем, «Чужой». Фэнтези-фильмов того же уровня, оказавших подобное влияние на кинематограф и культуру, едва наберётся десяток, даже если считать «Властелин Колец» за три. И большинство этих картин составят экранизации. Оригинальные — во всех смыслах — сюжеты в кинофэнтези удручающе редки, и в этом оно проигрывает как научно-фантастическому кино, так и фэнтезийной литературе.


ПОТЕНЦИАЛ ФЭНТЕЗИ НЕ РАСКРЫТ

Возможности научной фантастики кино уже осознало и использует на полную катушку. Есть и социальные, и философско-психологические фильмы, фильмы о первом контакте, о парадоксах времени и реальности, о технологиях и судьбе человечества. А темы и идеи фэнтези ещё не исследованы кинематографом и на одну десятую. Серьёзные, сложные, взрослые сюжеты можно встретить в фэнтези-литературе, но как же редки они в кино! Много ли снято фэнтезийных триллеров и драм, аналогов «Вспомнить всё», «Бегущего по лезвию», «Исходного кода» или «Начала»? Даже великолепный «Властелин Колец» по сложности сюжета немногим превосходит «Звёздные войны». А сценарий, к примеру, «Обливиона», банальный для научной фантастики, по меркам кинофэнтези считался бы невероятно умным и философским.

Волан де Морт сильнейший в мире маг. Его самое страшное заклинание — выстрел из лазерной указки

Сценаристы фэнтези-фильмов зациклены на приёмах, использованных предшественниками, и не видят огромного потенциала жанра. К примеру, они до сих пор не придумали, что делать с магией. В девяти случаях из десяти она просто заменяет огнестрельное оружие. Даже в «Гарри Потгере», где есть тщательно проработанная магическая система, бои волшебников в итоге свелись к унылой перестрелке на молниях. А ведь магия — это безграничный источник сюжетных ходов. Для раскрытия таких тем, как свобода воли и иллюзорность реальности, чары подходят ничуть не меньше виртуального пространства и хронопарадоксов — вспомним хотя бы «Хроники Амбера» Желязны. Магия позволяет оправдать авторские допущения и жанровые условности более убедительно, чем заведомо невозможные технологии. Наконец, магия может быть интересна сама по себе, если она так необычна и продуманна, как, например, в «Джонатане Стрейндже» Сюзанны Кларк.

Сценаристы не умеют обращаться и с волшебными существами, которые в кинофэнтези служат не более чем украшением. Обычно в сценарии есть один-два «представителя комического нацменьшинства» да злобные орки или демоны, пригодные лишь для уничтожения. Между тем на примере волшебных народов можно рассказать о нечеловеческой психологии или проблеме ксенофобии — ничуть не хуже, чем использовать для этого андроидов или пришельцев. Различия в биологии, в ценностях, угнетение одного народа другим — чем не темы для фэнтезийной драмы? Экранизация «Ведьмака» Сапковского или хотя бы картина, выдержанная в подобном духе, стала бы не менее дерзкой социальной фантастикой, чем «Район №9».

Что мешает воплотить всё это в кино? Похоже, только одно: страх, что у зрителя, привыкшего к сказкам для инфантилов, порвётся шаблон и он не пойдёт на фильм. Но если фэнтезийные новинки проваливаются одна за другой, пора бы, наверное, задуматься. Может, зритель не настолько уж любит шаблоны?

«Лабиринт Фавна» — крайне нетипичное кинофэнтези. Но именно поэтому фильм производит огромное впечатление

Лучшее «фэнтези с мозгами» получается, когда режиссёры уходят за рамки жанра, а значит, и от его штампов. Великолепный «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо более чем наполовину – историческая драма. Но в его фэнтезийной части больше игры воображения, оригинальных идей и ярких образов, чем во всех «Белоснежках» вместе взятых. Режиссёр играет и с европейской мифологией, и с условностями магического мира, используя их для создания увлекательной и философской истории. Фильм получил массу наград и собрал хорошую кассу – вот и ещё один пример для подражания. Почему и ему мало кто последовал? Не хватило таланта дель Торо — или, может быть, его презрения к штампам и незашоренного взгляда на жанр?

***

О дефиците хорошего кинофэнтези «Мир фантастики» уже говорил в конце 2011 года, рассказывая о съёмках кинотрилогии «Хоббит». Многие в 2011 году осуждали решение Питера Джексона растянуть сюжет «Хоббита» на три фильма, но можно посмотреть и с другой стороны: Джексон умеет и любит снимать хорошее фэнтези, так пусть делает его сколько считает нужным. Потому что изменить ситуацию в кинофэнтези могут только такие люди, как он и Гильермо дель Торо: талантливые энтузиасты, которые любят жанр и умеют с ним работать. Не случайно волну научно-фантастических-фильмов 2013 года сняло особенное поколение режиссёров-гиков, фанатов фантастики, дорвавшихся до её создания, — Джей Джей Абрамс, Джозеф Косински, Нил Бломкамп. А их товарищ по поколению Дункан Джонс уже работает над экранизацией «Варкрафта» — нашей главной надеждой на серьёзное эпическое кинофэнтези.


Источник: Мир Фантастики (128 выпуск)

Уважаемые пользователи!


Вы можете выразить свою благодарность за наши рипы и работу команды через одну из форм, представленных ниже,
или переходами по рекламным ссылкам в шапке сайта и анонсах 2-3 раза в неделю.



Понравилась публикация? Расскажите о ней друзьям!

Нашли в статье ошибку? Сообщите нам!

4 комментария

  1. Картинка профиля kir_san kir_san says:

    «Эрагона» и «Повелителя Стихий» — испортили. После 1 фильма «Нарния» тоже не блещет. Наши сняли «Волкодава», но тоже не особо сильно. Думаю «Седьмой сын» тоже не порадует…

    Возьмите же и снимите «Хроники Амбера», «Ведьмака» или цикл «Колесо времени», но с правильным подходом к сценарию и хорошим бюджетом. Нет, они берут книги для подростков (мировые бестселлеры!!!)  и снимают все хуже и хуже.

    Надежда сейчас держится на том, что Джексон возьмется еще за что-нибудь из эпичного фэнтези и на «Варкрафт».

  2. Картинка профиля Scarabey Scarabey says:

    Просто спасибо)

  3. Картинка профиля ale3761 ale3761 says:

    Спасибо!


  4. Круто! Любопытная статья! Сам тоже завёл блог (mikhailmark.ru, если кому интересно) и там много чего по фэнтези, но до статей такого уровня наверное ещё расти и расти!
    Тоже задумывался о том, что в погоне за экшеном и кассой сейчас снимают очень слабые (в плане атмосферности и эмоциональности) фильмы!
    Отличная статья! Спасибо!

Добавить комментарий

Перейти к верхней панели