• 15

«Движение вверх» (2017): правда или вымысел? (спойлеры!)

10 баллов, 32 оценки10 баллов, 32 оценки +10
Авторизуйтесь, чтобы оценить.

Недавно на нашем сайте появился российский фильм «Движение вверх», эта статья о нем, и мы постараемся выяснить что действительно произошло в 70-е годы прошлого века, а что лишь выдумка авторов фильма. Предупреждаем сразу — в тексте много СПОЙЛЕРОВ, и будет лучше если вы ознакомитесь с материалом уже после просмотра.

Вдовы Кондрашина и Александра Белова подали иск против создателей «Движения вверх»

В фильме, снятом студией Никиты Михалкова, главного тренера сборной СССР зовут Владимир Петрович Гаранжин. Смена имени оказалась необходимой  после того, как родственники Кондрашина и Александра Белова обратились в суд и пытались доказать, что сценарий фильма искажает реальную историю.

«Мы тоже плачем, – рассказала вдова Александра Белова Александра Овчинникова. – Мы плачем из-за того, что через нас перешагнули и пошли дальше своим путем, невзирая ни на что. Сашу Белова представляют смертельно больным человеком, который играет на Олимпиаде. Саша в 1972 году был гением баскетбола: молодой, начинающий карьеру, очень перспективный. Саша и так мало прожил, а здесь его уже в 1972 году делают смертельно больным парнем. Это крайне неприятно.

Возмутителен и эпизод, где баскетболисты в Гарлеме играют с местными хулиганами, поставив на победу икру против долларов. Они проигрывают этой шпане, идут все в бар и там напиваются. Ну как можно так представлять?… Потом он идет на игру и падает на площадке замертво. Его в Америке лечат в какой-то клинике. Вот эти все моменты они ужасно неприятны. Я думаю, что об этом вообще не надо было говорить в фильме. Опять же, там показывают личную жизнь. Я была против того, чтобы выдумывали и рассказывали. Пусть студия «Три Т» снимет фильм о семье Михалкова, где его родные будут пить, будут смертельно больными, будут неадекватно себя вести, спать с кем им захочется… И скажут, что это художественный вымысел – не более того».

«Они оставили нам сценарий… Я после прочтения этого сценария 2 месяца не спала. У меня волосы поседели, – говорила Евгения Кондрашина «Комсомольской правде». – Я потребовала, чтобы из фильма убрали сцены, где мой муж спекулирует валютой. Их убрали, в сценарий внесли некоторые коррективы. У некоторых героев изменились имена: например, Кондрашина сделали Владимиром Гаранжиным. Но суть осталась прежней».

Обе женщины также расстроились из-за того, что Иван Едешко, который изначально был настроен против ищущих острое сценаристов, пересмотрел свою позицию.

«Он теперь утверждает, что фильм очень хороший, а вы, мол, ничего не понимаете: нас уже стали забывать, а теперь будут помнить долго, – говорит Овчинникова. – Я считаю его предателем».

Что происходило в последние «три секунды» Олимпийского финала-72.

За две с половиной минуты сборная СССР вела «+5» (47:42), но затем, после лидерства на протяжении всей игры, наступило коллективное помешательство: Сергей Белов не попадал один штрафной, Саканделидзе промахнулся с линии сразу три раза, наконец, Александр Белов совершил фатальную потерю, после которой Даг Коллинз убежал и получил право на два броска. Они и вывели США вперед за три секунды до сирены – 50:49. В течение этих трех секунд СССР трижды пытался ввести мяч в игру.

Попытка №1. Жармухамедов получает мяч у судьи и отдает пас на Сергея Белова. Тот не успевает ничего сделать – арбитр останавливает игру, так как только тут советские тренеры успевают привлечь внимание судейского столика. Оказывается, они уже давно пытаются взять тайм-аут.

Изначально Кондрашин попросил тайм-аут между штрафными бросками Коллинза, но это было проигнорировано всеми, кто находился на площадке.

Между тем участник советской делегации Юрий Озеров, сидевший на трибуне, подошел к сидевшему у игровой площадки генеральному секретарю ФИБА англичанину Уильяму Джонсу. И именно тот обратился к судьям с просьбой дать тайм-аут сборной СССР. (Позже американцы вспомнят, что Джонс всегда недоброжелательно относился к их команде).

К общему знаменателю касательно того эпизода стороны не пришли до сих пор. Американцы утверждают, что, во-первых, тайм-аут должен был состояться между штрафными, во-вторых, раз он не состоялся, а советские тренеры вышли из зоны, то они должны были получить технический. Кондрашин всегда считал, что все сделал правильно.

Судья-секундометрист Ганс Теншерт позже обвинил советских тренеров в том, что они неправильно воспользовались электронным сигналом оповещения и слишком поздно сообщили о желании взять тайм-аут. Именно поэтому арбитры не получили этой информации от столика – сигнал последовал за доли секунды до того, как Коллинз совершил второй бросок.

Попытка №2. Кондрашин меняет Жармухамедова на Едешко, бывшего гандболиста, умеющего отдавать длинные передачи.

Изначально он предлагает Едешко выбросить мяч на Паулаускаса, а уж тот и должен был довести его до Александра Белова: перед Едешко стоял огромный американский форвард Том Макмиллен и мешал ему выбросить из-за лицевой.

Паулаускас, пытаясь отдать пас Белову, попал в щит, от которого мяч отскочил на площадку. Но еще до того как он произвел передачу, раздалась сирена – гораздо раньше остававшихся трех секунд.

Это был сигнал о том, что у столика произошли неполадки с правильным отсчетом времени. Но американцы и их болельщики восприняли его как финальную сирену – зрители выбежали на площадку и устроили кучу-малу. Комментатор советского телевидения Нина Еремина также сказала, что матч проигран.

Здесь снова вмешался Уильям Джонс. Генсек ФИБА потребовал у арбитров предоставить советской команде положенные три секунды и доиграть матч.

Судьи удалили с площадки посторонних. Тем временем помощник предложил тренеру сборной США Хэнку Айбе увести команду с площадки, давая тем понять, что матч уже выигран. Тот решил не идти на конфронтацию, сказав, что не собирается упускать золото только из-за того, что «ему было лень пошевелить задницей». Позже помощник Айбы Джон Бак рассказывал, что Джонс угрожал американцам техническим поражением в том случае, если они уйдут с площадки.

Попытка №3. Из-за лицевой снова выбрасывает Едешко.

На этот раз судья Артеник Арабаджян жестом показывает Макмиллену, что тот должен отойти на положенное расстояние и не мешать вводить мяч. Американский форвард почему-то воспринимает это превратно и отходит на уровень линии штрафных. Здесь стороны тоже дают разнящиеся версии.

Макмиллен утверждает, что судья просто заставил его уйти и не мешать советскому игроку вопреки всем существующим правилам, а он подчинился. Арабаджян, естественно, отрицает, что его жест подразумевал нечто подобное.

Едешко отдает легендарный пас через всю площадку на Александра Белова. Советский центровой выигрывает борьбу у Кевина Джойса и Джима Форбса (потом американцы скажут, что и тут были нарушены правила) и приносит СССР победу – 51:50.

Американцы до сих пор не согласились с тем поражением

Сразу по окончании матча американцы пытались обжаловать результат. Коллегия ФИБА заседала всю ночь и в итоге приняла решение оставить счет матча 51:50 в пользу сборной СССР в силе. Голосование носило тайный характер, но очень быстро его результаты вскрылись и только преумножили эффект скандальности. Представители стран соцлагеря (Венгрия, Польша и Куба) поддержали Советский Союз, а Италия и Пуэрто-Рико положительно отреагировали на протест Штатов.

Церемония награждения трижды откладывалась. В итоге команда СССР получила золото через сутки, в гандбольном зале, при полупустых трибунах.

Серебряная ступень пьедестала так и осталась пустой. Игроки США провели тайное голосование командой и приняли решение не выходить на церемонию награждения. Их медали до сих пор хранятся в штаб-квартире МОК в Лозанне. В 2002-м Том Макмиллен, уже будучи конгрессменом США, отправил в МОК очередное письмо с просьбой признать результат того матча недействительным.

Американская сторона апеллировала к тому, что в течение тех самых трех секунд были нарушены сразу несколько правил:

– генсек ФИБА Уильям Джонс не имел права вмешиваться в ход игры и давать указания судьям, что им делать;

– помощник Кондрашина Башкин нарушил правила, покинув разрешенную зону, и должен был получить технический фол;

– три секунды истекли по ходу двух первых попыток вывести мяч из-за лицевой: две во время первого ввода, еще одна – во время второго. По сути команды сыграли 40 минут и 3 секунды.

Кроме того, их точку зрения в итоге поддержал и главный арбитр встречи Ренатто Ригетто, который говорил, что победа СССР «выходила за рамки правил баскетбола», и жаловался на давление со стороны Джонса. На все протесты ни МОК, ни ФИБА не отвечали.

В чем состоит «художественный вымысел»

1. В деталях: батуты, данки, линзы, форма

Создатели добавили картине неисторических мелочей, которые должны придать ей яркости. Прежде всего, бросается в глаза обилие данков, а также сломанный щит.

По свидетельству очевидцев, советские игроки тогда уже могли ставить сверху. Но во время матчей эти приемы никогда не использовались, так как считались пижонскими и воспринимались как неуважение к сопернику. В NCAA, которую представляют американцы, данки были и вовсе запрещены с 68-го по 76-й годы.

«Люди насмотрелись нарезок Майкла Джордана уже 20 лет назад, – рассказывал режиссер Антон Мегердичев в эфире «Эха Москвы». – Это трюковая составляющая игры – и на данном этапе 90% интереса к ней. И мы не могли, несмотря на то, что у нас речь идет о 72-м годе, пренебрегать этим. Мы должны были сделать зрелище».

На этом же аспекте «воздушной игры» строит тренировки и тренер Гаранжин. Одна из его методик состоит в том, чтобы заниматься с игроками на батутах. Сложно понять, откуда пришла эта идея сценаристам. Возможно, из слэмболла. (Очень по-слэмболльному выглядят и сами данки).

Наконец, есть и совсем несущественный отход от исторических реалий. В фильме Жармухамедов скрывает от всех близорукость, но не может обмануть внимательного тренера. Позже он получает от него линзы и, естественно, теряет их по ходу игры. С центровым такое действительно происходило, но только уже гораздо позже мюнхенской Олимпиады.

Вот как он описывал это в интервью «Спорт-Экспрессу»:

– Очки тогда носили?

– Нет. Но все время щурился, зрение было минус 2,5. Ребята удивлялись: «Как ты бросаешь?». «На ощупь». После Олимпиады в Мюнхене пользовался контактными линзами. Их по спецзаказу вытачивали из оргстекла. Жесткие, неудобные – месяца полтора я привыкал, обливаясь слезами.

– На площадке выпадали?

– Постоянно. Как-то под щитом толкнули, линза выскочила. Я склонился над паркетом. Гомельский закричал: «Судья, стой!» Всей командой шарили по полу. Наконец протягивают. Несусь в раздевалку, чтоб промыть, быстро вставляю – и понимаю, что линза треснула. Видно, наступили. Деваться некуда – доигрываю так. Острые трещины натерли сетчатку.

Также в фильме сильно облагорожены спортивная форма и другие бытовые подробности.

2. В историях игроков

Возможно, после выхода картины в прокат всплывут еще какие-то надуманные истории, но пока отмечены три поворота, которые призваны добавить фильму драматизма.

Во-первых, литовцу Паулаускасу приписывается ярый антисоветизм и стремление удрать за границу. Реальный же Паулаускас славился адской работоспособностью и фанатичной преданностью сборной. Он был лидером команды во второй половине 60-х и одной из самых почитаемых фигур в родной Литве.

Во-вторых, Александр Белов – по фильму – уже играет с болезнью сердца. Причем диагностируют ее в Америке. На самом деле, в 72-м Белову только 21 год, он совершенно здоров, и в нем видят будущего великого центрового. Никто до этого в советском баскетболе не раскрывался так быстро и так ярко. Проблемы со здоровьем у него начнутся уже после 77-го. В январе его арестуют на таможне за попытку провести иконы и выведут из состава сборной и «Спартака». А в октябре 78-го он скончается от саркомы сердца.

В-третьих, вместе с фамилией совершенно меняется и сущность тренера Кондрашина. Вот как описывает его в своей книге Сергей Белов: «Особенно резали взгляд его нелюдимость, угрюмость, погруженность в себя. Порой интровертность Петровича приобретала и вовсе странные формы. Например, он мог промолчать весь минутный перерыв в игре! Никто никогда не знал элементарной информации организационного плана — когда тренировка, в котором часу автобус и т. д. Все ходили и спрашивали друг у друга — к Кондрашину лишний раз подходить не хотели…

Силой Кондрашина как тренера и новаторством в масштабах СССР было то, что он хорошо изучил американский баскетбол (в основном студенческий) и понял, как использовать слабости противника. Воспринятую концепцию игры он транслировал на отечественную почву. В своем «Спартаке» Кондрашин построил игру от защиты (что, впрочем, во многом было обусловлено его возможностями). Именно с того времени возвышения «Спартака» в советском баскетболе регулярно стали появляться итоговые счета 60:59 или что-то в этом роде. Тактика сдерживания соперника, удержания счета во многом характерна как раз для американского студенческого баскетбола с его тогдашним безлимитным владением мячом».

Хорошо известно, что Кондрашин – тренер-тактик, не любящий высокопарные речи, очень сильно погруженный в игру и не особенно интересующийся жизненными благами. Владимир Петрович Гаранжин в исполнении Машкова – это, даже судя по трейлеру, анти-Кондрашин.

Помимо того, что в первоначальном варианте сценария он сдает игру и спекулирует валютой, особенно родственников возмутил сюжет с сыном-инвалидом. У Кондрашина действительно есть сын Юрий Владимирович, с детства страдающий церебральным параличом, но драматургия картины потребовала, чтобы тренер сначала копил деньги для операции, а потом сделал выбор между тем, чтобы отправить сына на лечение за границу, и помощью Александру Белову. Белова Кондрашин считал своим вторым сыном и до конца боролся, чтобы его спасти, но сам эпизод полностью выдуман.

При этом в фильме создается искусственное напряжение вокруг фигуры главного тренера. Кондрашин мог особенно не беспокоиться за свой пост, так как выход в финал уже вполне всех устраивал, но авторы добавляют линию противостояния с чиновниками, устраивают пресс-конференцию, на которой он обещает обыграть США, и совершенно мифологизируют всеобщий интерес к баскетболу. В «Советском Спорте» в 72-м той победе посвящен от силы один небольшой материал, а уж никакой прямой трансляции из Мюнхена и вовсе не было.

3. Матч против американской шпаны

В фильме рассказывается о том, что, попав в Америку, советские баскетболисты вдруг решают сыграть в Гарлеме с местными хулиганами, поставив на кон привезенную контрабандой черную икру. В итоге наши уступают неизвестным пацанам, после чего с горя идут в бар и напиваются. В действительности ничего такого не было. В мемуарах Сергея Белова о подобной истории нет ни строчки. И, естественно, эта мифическая попойка не могла повлиять на состояние здоровья Александра Белова. Данный ход от начала и до конца – выдумка сценариста, который в целом склонен преувеличивать тот пиетет, который питали к американскому баскетболу и Кондрашин, и его подопечные. Например, в 1959-м и 1963-м годах, сборная СССР обыгрывала сборную США на чемпионатах мира, и это не считалось суперсенсацией.

4. Обещание победы над США

Тренер сборной России в «Движении вверх» публично обещает обыграть в Мюнхене «непобедимых» американцев, поставив на кон свою карьеру и карьеры своих подопечных. В реальности никаких обещаний на пресс-конференциях в 1972 году Кондрашин не давал. Тем более, что советских спортивных чиновников на тот момент устроил бы и просто выход в финал. Популярность баскетбольной сборной была намного меньше популярности хоккейной или футбольной команд, поэтому ажиотажа относительно олимпийского результата баскетболистов на государственном уровне быть не могло. И уж тем более в Мюнхене никто не планировал отказаться от финального баскетбольного матча с американцами. Во всяком случае, до выхода в свет «Движения» об этом никто не догадывался.

Источник

Уважаемые пользователи!


Вы можете выразить свою благодарность за наши рипы и работу команды через одну из форм, представленных ниже,
или переходами по рекламным ссылкам в шапке сайта и анонсах 2-3 раза в неделю.



Понравилась публикация? Расскажите о ней друзьям!

Нашли в статье ошибку? Сообщите нам!

15 комментариев

  1. Картинка профиля Scarabey Scarabey says:

    Вчера его посмотрел…

    Как художественное произведение — да, это очень хороший фильм. Он правильный, он патриотичный, все что должно быть для удержания зрителя в ленте есть, она смотрится, и такие фильмы советуют к просмотру, вне всякого сомнения.

    Что касается правдопододности… это кино, и зачастую для придания художественной ценности в сценарии основанные на реальных событиях вносят приличные корректировки. Я не в праве осуждать создателей, хотя бы потому что они сняли шикарное кино, ну серьезно, просто рука не поднимается. Ориентировались на то как снимают спортивные картины на Западе, а они снимать умеют, вот и наши учатся, молодцы.

    Ну и по ТОПУ-250 и рейтингам… как по мне, крепкие такие 7,5…8 нет, но это я, я просто очень много всего уже видел.

    • Картинка профиля SNEAKY SNEAKY says:

      Спасибо.Грамотно «разжевал» о фильме.Долго еще его будут обсасывать все.ИМХО конечно,но мало отечественных картин по настоящему громких.Поэтому и имеем что есть,кто слюной брызжет на «урапатриотов»,кому и фильм по настоящему понравился.А по отступлениям от реальных событий,так это дело режиссера вродь придавать произведению лоск любыми способами.

  2. Картинка профиля an25 an25 says:

    Что касается «мифологизации интереса к баскетболу». Интерес был: в каждой школе играли в баскетбол еще задолго до этой олимпиады. В нашем школьном спортзале было 8 баскетбольных щитов. И трансляция финала была. Показывали днем, так что может это была запись, но главное то, что мы смотрели этот финал.

    • Картинка профиля ol77 ol77 says:

      Точно, сам смотрел. У нас, Алма-Ата, это было утро, часов 11. Была ли это запись, не знаю, но результата не знали. Зрелище было потрясающее.

  3. rastweeker says:

    Смысла не вижу переписывать историю! Лучше было как есть!

    У меня всё!

    • Картинка профиля Falcone Falcone says:

      Нет смысла? пожалуйста , есть документальное кино. А это художественное. Художник имеет право на вымысел в определенных пределах.

  4. Картинка профиля McSeth McSeth says:

    Я люблю такие фильмы, и пусть их у нас снимают как можно больше. И не только потому, что они с патриотическим настроем, но еще и потому, что, надеюсь, они подтолкнут наших детей к занятию спортом! Кого-то на любительском уровне, кого-то на профессиональном.

    Как и в «Легенде №17» есть ряд художественных приукрашиваний, НО оправдать это тем, что нам хотели показать зрелище и накал можно.

    Что касается американцев с их претензиями — это смешно. Что тогда, что сегодня. Если бы ИМ надо было, они бы позволили вмещаться хоть богу, хоть черту. А вот с точки зрения того, что матч должен был быть доигран ПОЛНОЕ ЧИСТОЕ ВРЕМЯ — тут не придерешься, так что на их мнение просто плевать :) Победа чистая, и никакая политика этому не помешала.

  5. Картинка профиля Nikolai-1970 Nikolai-1970 says:

    По мне так запредельное кол-во антисоветчины (что не удивительно у нас сейчас всё так снимают хоть про космос, хоть про спорт…),а вот съёмки матча поданы красиво,зрелищно.

  6. Картинка профиля capricorn1 capricorn1 says:

    Хорош фильм или плох-дело вкуса каждого, мне, кстати, понравилось, поскольку не особо вникаю в достоверность повествования. Но по сути-агитпроп, для поднятия патриотических восторгов.  Как  и «Легенда №17», «Время первых» и т. д. «Салют 7» не смотрел, но не удивлюсь, если увижу тоже самое. Следующая фильма будет называться «Горячий лёд», к примеру, про Роднину и Зайцева, как им было трудно и за спиной нависал зловещий КГБ.

  7. Картинка профиля raxtar raxtar says:

    …трансляция финала была точно. Запись или нет — не знаю (не помню). В это время играл в баскетбол в с/к «Искра» Сетунь, Москва. Меня в баскетбол привела мама, которая играла в баскет в институте Легкой Промышленности (где, кстати, ранее училась и Нина Ерёмина, чей победный вопль запомнил на всю жизнь). Мне было 10 лет. Это о популярности БАСКЕТБОЛА. Фильм — бомба! Хотя про спорт не люблю.

  8. Картинка профиля rbraven rbraven says:

    Это хужожественный фильм, а не документальный. Автор имеет право на свое видение/трактовку.  Какие удобные клише. Вот, например, целый обзор подобных художественных фильмов:

    http://svpressa.ru/blogs/article/191550/

    И даже там не вспомнили про то, как Бондарчук извратил историю в 9-й роте.
    Верной дорогой идет кинематограф русский, да.

  9. Картинка профиля Scarabey Scarabey says:

    Не очень понятно по какой причине статья у нас ушла в «минус» по голосованию полезности…

    Настолько неинтересная тема?

  10. Картинка профиля Arhi Arhi says:

    C художественной точки зрения можно придраться разве что к быстрым кадрам — отметил для себя много мельтешения и дерганья. Да это спортивная тематика, но все же кино.

    Не понимаю тех кто пишет что это патриотическое кино, и Вас, уважаемый автор — абсолютно не так. Фильм построен по принципу михалкова — выиграли против всех, особенно выиграли против своей страны, которая мешала им больше всех.

    Итог: все было бы хорошо если бы не михалков =)

  11. Картинка профиля genrih13 genrih13 says:

    Ничего особенного и уж точно выдающегося (про кино). И у американцев был подобный фильм о том как их студенты обыграли наших профи в хоккей на олимпиаде. Здесь тоже бились, к слову сказать, игроки университетов, но не NBA.

    P.S.  Двадцать баксов могли бы и на принтере напечатать если старого образца не нашли. ))


  12. Фильм не понравился. Он не соответствует духу эпохи, в нём много надуманного и привнесённого из поздних эпох. Половина фильма — одна сплошная ругань и истерика без всякого на то повода. Из всех актёров запомнилась лишь одна актриса, игравшая девушку Александра Белова.
    Сам матч я смотрел по телевизору в том же 1972 году, и для передачи его накала совсем не обязательно снимать одиозный по сюжету фильм. Но самое неприятное — это тенденциозный показ американцев, как будто их унижение было частью замысла фильма. Впрочем, это неудивительно, учитывая реноме державника Михалкова.

Добавить комментарий

Перейти к верхней панели