• 0
0 баллов, 0 оценок0 баллов, 0 оценок 0
Авторизуйтесь, чтобы оценить.

Cериал LOST — "Магическое путешествие длиною в вечную жизнь" (часть 1)

08.10.2013
Картинка профиля ragnar lodbrog Автор: ragnar lodbrog

Магическое путешествие длиною в вечную жизнь

 В скором времени исполнится 10 лет с начала создания культового американского телесериала  «Lost»  («Пропавшие»), который на российском телевидении выходил под названием «Остаться в живых». В январе 2004 г. президент канала ABC Л. Браун предложил режиссеру Дж. Дж. Абрамсу снять сериал о крушении самолета над необитаемым островом, удаленном от морских и воздушных путей. Ныне, после оглушительного успеха сериала, замысел его представляется весьма оригинальным, однако тогда, после вышедшего в 2000 г. «Изгоя» Р. Земекиса и популярного реалити-шоу «Survivor» (у нас «Последний герой»), повествующих о выживании людей на необитаемом острове, он таковым не казался. Во всяком случае, президент компании «Дисней», куда входит телеканал ABC, Р. Айгер был возмущен расходованием 12 млн. долларов – рекордной по тем временам суммы – на съемки пилотной серии проекта и в отместку просто уволил Л. Брауна с работы. Однако успех первого эпизода, показанного 22 сентября 2004 г. и собравшего у телеэкранов почти 19 млн. человек, обеспечил сериалу коммерческий успех, долгую жизнь и признание зрителей и критиков. После почти 10 лет, когда уже успокоились споры и страсти вокруг «Lost», но все еще велико внимание к нему, о чем говорит «горячая раздача» на нашем сайте, попробуем понять, в чем заключается секрет его успеха. А также и то непреходящее обаяние сериала, которое делает его значимым событием жизни для всех, кто досмотрел его до конца…

  

Часть первая: Сюжет

Перед заключительными сериями 5-го сезона, ставшего предпоследним в «Lost», исполнительные продюсеры и главные сценаристы сериала К. Кьюз и Д. Линделоф дали интервью журналу «Death Ray», в котором они рассказали как об истоках своей работы над сценарием, так и о своем подходе к развитию сюжета и раскрытию загадок сериала. По их словам, наибольшее влияние на замысел «Lost» оказали «Звездные войны» Дж. Лукаса, «Твин Пикс» Д. Линча и «Противостояние» Ст. Кинга. «Звездные войны» научили их тому, как важно придать событиям сюжета определенную мифологию, «Твин Пикс» – тому, как следует поддерживать дух таинственности и превратить сериал в культовый феномен, а из «Противостояния» они позаимствовали идею представления персонажей – сочетания общего действия с акцентом на их личные истории. При этом оба сценариста заявили, что вынесли урок из просчетов своих предшественников. Скажем, К. Кьюз посетовал на то, что «когда Джорж Лукас попытался рассказать о том, в чем же именно была «Сила», что это самостоятельные разумные существа в крови, так сразу вся загадочность и волшебство исчезли». А Д. Линделоф заметил: «Когда вы слушаете, как Дэвид Линч рассуждает о своем сериале, то вы думаете: «О, может, нужно чуть больше вдуматься в то, куда все идет, вместо того, чтобы просто смотреть»», – вероятно, имея в виду, что маститому режиссеру следовало все же настоять на том, чтобы зрители до конца не знали, кто же все-таки убил Лору Палмер. Надо отдать должное создателям сюжета, среди которых только сценаристов было больше 20 человек: им удалось сохранить многие тайны Острова до самого финала, а некоторые и унести с собой (к счастью, не в могилу), вводя в сюжет нечто новое каждый раз, когда прежние темы и приемы, казалось, уже исчерпали себя.

 Куда завлек нас рок событий?

 1-й сезон сериала полностью соответствует жанру робинзонады, повествуя о жизни на острове людей, спасшихся после авиакатастрофы самолета компании Oceanic, летевшего из Сиднея в Лос-Анджелес. Им приходится решать задачи выживания:  разыскивать источники воды и пищи, обустраивать свой быт, находить общий язык друг с другом, исследовать территорию, пытаться установить связь с «большой землей». Джунгли полны опасностей: в них водятся дикие кабаны, попадаются белые медведи (это на тропическом острове!), скитается дымный монстр, испускающий характерный рев и раскачивающий деревья, затем появляются непонятные люди с враждебными намерениями. В ходе решения всех этих проблем среди выживших пассажиров рейса Oceanic 815 выделяются лидеры – постоянный (Джек) и ситуативные (Кейт, Локк, Саид), раскрываются характеры других значимых персонажей (Сойер, Хёрли, Чарли, Клэр, Майкл, Джин, Сун, Бун, Шеннон и др.). Остров постепенно приоткрывает им свои тайны: радиовышка, с которой автоматически передается одна и та же комбинация чисел – 4 8 15 16 23 42, стальной люк подземного бункера, самолет на скалах, корабль «Черная скала», неизвестно как оказавшийся в лесу. Часть выживших пытается покинуть остров на плоту, но в море на них нападают загадочные «Другие» и похищают Уолта – сына Майкла.

Во 2-м сезоне сериал стал больше похож на драму, обогащаясь новыми сюжетными линиями и персонажами. Мы узнаем о существовании организации «DHARMA Initiative», сотрудники которой вели секретные исследования на острове, о другой группе выживших с упавшего самолета, что летели в хвостовой его части, о том, что «Другие»  – это люди, давно живущие на Острове и считающие себя его истинными хозяевами. Мы знакомимся с Десмондом, который вынужден находиться в бункере и каждые 108 минут набирать все ту же комбинацию чисел на своем компьютере, иными выжившими пассажирами рейса Oceanic 815 (Анна-Люсия, Либби, Мистер Эко) и с далеко непростым островитянином Беном, который, на самом деле, является лидером «Других». Как и подобает драме, отношения между героями становятся более сложными, у каждого оказывается своя правда, в которую он пытается обратить остальных, право на лидерство Джека все чаще ставится под сомнение другими инициативными личностями (Локк, Сойер). В конце сезона Майкл ради возвращения своего сына убивает двух женщин и предает своих товарищей по несчастью, заманив их в ловушку «Других», а Десмонд, пытаясь не допустить выброса гигантской энергии, устраивает взрыв, разрушивший станцию «Лебедь», на которой он провел три долгих года жизни на острове.

3-й сезон развивает драматические сюжетные линии 2-го сезона, показывая жизнь пленников в селении «Других» и непростые отношения между прибывшими и коренными жителями острова. Это касается как «любовного треугольника» (Джек – Кейт – Сойер), так и окружения Бена, который, несмотря на умение тонко манипулировать людьми, неможет добиться взаимных чувств ни от женщины-врача Джульет, ни от своей приемной дочери Алекс, которую в свое время забрал у ее матери – полубезумной француженки Руссо. Становится известно о том, как «Другие» посредством предательства Бена уничтожили сотрудников«DHARMA» и захватили их станции, а также о том, что у них имеется таинственный покровитель по имени Джейкоб, с которым якобы дозволено общаться только их лидеру, хотя, как мы узнаем затем, с ним поддерживает отношения лишь таинственный Ричард Алперт. Накал борьбы постепенно нарастает, и пассажиры  Oceanic 815 ведут настоящие боевые действия с «Другими», в то время как к острову приближаются так называемые «спасатели». Между тем Локк, который после падения самолета не только сохранил собственную жизнь, но и вернул подорванное здоровье, первым задается вопросом, что же такое этот Остров, откуда ему так не хочется возвращаться в «большой мир». Так в сериале проявляется важный для его создателей конфликт между верой и знанием, носителями которого станут, с одной стороны, Локк, с другой стороны, Джек. Третий сезон, получившийся несколько неровным и затянутым и вызвавший наибольшую долю критики, побудил сценаристов сократить количество серий в следующих сезонах до 16 и прибегнуть к новому приему. В последней серии этого сезона» впервые встречается «флешфорвард» (видение из будущего), тогда как до этого использовались «флешбэки» (картины прошлого), которые показывали ключевые эпизоды из жизни главных героев до их прибытия на остров.

Создание 4-го сезона совпало с забастовкой сценаристов в Голливуде, поэтому он получился самым коротким: 14 серий. Правило «Не было бы счастья, да несчастье помогло» сработало на этот раз с точностью, поскольку критики сезон хвалили  за его флешфорварды, возросший темп и новых героев (Фарадей, Майлз, Шарлотта, Лапидус). Сюжет обогатился элементами боевика, так как в центре действия оказалась борьба жителей острова (как выживших с рейса Oceanic, так и «Других») с наемниками из команды Кими, посланной прежним лидером «Других» Уидмором с целью убийства Бена и других островитян. Во флешфорвардах мы увидели жизнь шестерых пассажиров Oceanic 3 года спустя после их спасения с острова, причем до самого конца было не ясно, кто же именно войдет в их число. Конфликт между Джеком, желавшим покинуть Остров со всеми своими людьми, и Локком, пытавшимся убедить его остаться, перешел на новый уровень, приводя порой к прямому противостоянию между ними. «Любовный треугольник» с участием Джека, Кейт и Сойера превратился в «четырехугольник» после того, как его дополнила Джульет. В конце было показано, кто вошел в «шестерку Oceanic», почему им удалось покинуть Остров, и как они с помощью Пенни, невесты Десмонда, сумели не только спастись, но и скрыть свою тайну от остального мира.  Весь этот сезон зрители ломали голову над загадкой, кто же тот мертвец, к гробу которого подошел Джек в последней серии прошлого сезона, и только в финальном эпизоде все увидели, что там лежал не кто иной, как Джон Локк.

  В 5-м сезоне сценаристы сполна использовали припрятанный «козырь из рукава», введя в сюжет, по их словам, давно задуманные ими перемещения героев во времени. Из-за упущения Бена хранившееся в подземелье «колесо времени» сошло со своей оси, и Остров со всеми, кто на нем находился, стал совершать временные «скачки», пока Локк не поставил колесо на место. Несмотря на провал его миссии по убеждению покинувших Остров вернуться туда, чтобы избежать великие несчастья, что и привело его к гибели, спасшиеся пассажиры Oceanic (Джек, Кейт, Хёрли, Саид и Сун), каждый по своей причине, вместе с прибывшим к ним Беном и телом Локка отправляются обратно. На самолете рейса Ajira 316, что указала им загадочная дама по фамилии Хоукинг в качестве транспортного средства, которое может доставить их на Остров, меняющий свое положение в пространстве, они «десантируются» в нужном месте, но попадают в разные времена. Сун, Бен и пилот Лапидус оказываются в настоящем времени, где неожиданно встречаются с Локком, живым и здоровым. А Джек, Кейт, Хёрли и Саид негаданно попадают в 1977 год, в котором находят на Острове Сойера, Джульет, Джина и Майлза, заброшенных туда последним «временным скачком» и ставших сотрудниками «DHARMA Initiative». Помимо естественного для такой нестандартной ситуации желания героев воссоединиться с теми, кто им близок и дорог, им приходится также решать непростой для себя вопрос о том, почему им было нужно вернуться на Остров. А чтобы зритель понял всю важность этого вопроса, авторы сценария вводят в последней серии сезона двух новых персонажей: знакомого нам прежде понаслышке Джейкоба и его антипода – Человека в черном, который за их мирной беседой признается в своем желании убить другого, хотя почему-то не может сделать этого сам. В конце сезона нам показывают, как герои, застрявшие в 1977 году, готовятся взорвать термоядерную бомбу, которая по расчетам физика Фарадея, должна вернуть их в то будущее, что является для них настоящим. А в этом настоящем нам показывают, как Локк ведет пассажиров Ajira 316 к жилищу Джейкоба и говорит идущему с ним рядом Бену, что тот должен убить покровителя «Других», ничуть не смущаясь изумления Бена, который не в силах уразуметь, как им может командовать человек, которого он повесил, инсценировав его самоубийство. В конце последней серии мы видим, что настоящий Локк мертв, а его телом завладел Человек в черном, по наущению которого Бен закалывает Джейкоба.

Заключительный 6-й сезон «Lost», в котором авторы обещали разрешить основные загадки сериала, в самом начале как будто возвращает нас к началу 1-го сезона, поскольку в нем показывается, как на борту летящего самолета рейса Oceanic 815 находятся все главные персонажи, включая погибших к тому времени Локка, Чарли и Буна. Несмотря на легкую турбулентность, самолет на этот раз не падает и долетает до Лос-Анджелеса, причем мы видим Остров, погруженный на дно Тихого океана. С этого момента становится ясно, что герои сериала переместились в какую-то Альтернативную реальность, над характером которой зрителям придется поломать голову до финального эпизода сериала. Вместе с тем нам предлагают также проследить за ходом событий на острове после того, как Джульет взорвала термоядерную бомбу, и Джек, Кейт, Сойер, Хёрли, Саид, Джин и Майлз без видимого ущерба для их физического здоровья оказались в настоящем времени. Тем временем лже-Локк, превратившись в Дымного монстра, легко расправляется с людьми, которых Илана привела по просьбе Джейкоба, и начинает готовиться к своему отбытию с осточертевшего ему Острова. Но, как оказалось, Джейкоб был готов к такому развитию событий и принял меры на этот счет. Сериал окончательно переходит от жанра научной фантастики к полурелигиозной мистике с элементами философии морали. Выясняется, что Остров – это место, где издавна поддерживается баланс сил Света и Мрака, Добра и Зла. У него всегда должен быть Хранитель, который заботится об источнике света, находящемся в «сердце Острова». Последние столетия таким Хранителем был сам Джейкоб, который уже давно подыскивал себе преемника, а Человек в черном, являвшийся его единокровным братом, избавлялся от всех претендентов на эту роль. Наши герои (Джек, Локк, Кейт, Сойер, Хёрли, Саид и Сун) были с детства включены Джейкобом в число кандидатов, ради чего он и привел их на Остров. Теперь один из них должен стать Хранителем и вступить в борьбу с Человеком в черном, для которого только разрушение источника света может открыть дорогу к приходу в наш мир, что обернется большими бедами для человечества, хотя и не ясно, чем еще он может его удивить. Пока лже-Локк уничтожает последних защитников Острова и склоняет на свою сторону нестойких кандидатов в Хранители (Саид, Сойер, Кейт), в Альтернативной реальности все идет своим чередом. Одни герои (Джек, Хёрли, Кейт, Локк, Чарли, Клэр, Джульет) ведут ту же самую жизнь, что и до полета, другие (Десмонд, Фарадей) сменили сферу деятельности, а мошенники Сойер и Майлз даже работают в полиции. Но постепенно в самых чутких из них (Чарли, Десмонд, Хёрли) пробуждается интуитивное понимание того, что они живут не настоящей жизнью, что самое важное для них произошло в другой реальности. В конце концов, Десмонд и Хёрли объединяют усилия и собирают на концерте всех других героев. А в настоящем времени на Острове Джек, добровольно выбравший судьбу Хранителя, вступает в последнюю и решительную борьбу с Человеком в черном и побеждает его с помощью Десмонда и Кейт. Последняя покидает Остров на самолете вместе с Сойером, Клэр, Майлзом, Алпертом и Лапидусом, а Джек, смертельно раненый лже-Локком, успевает передать полномочия Хранителя Острова Хёрли и возвращает свет в угасший было источник. На концерте в Альтернативной реальности все герои понимают, что они уже умерли, вспоминают о своем прошлом на Острове и встречаются в церкви. В ней вдруг оживший Кристиан, отец Джека, с телом которого он возвращался из Сиднея, объявляет им о том, что они связаны «самым важным в их жизни» и отныне всегда будут вместе, после чего открывает им двери в грядущее, полное света. Последнее, что мы видим, – это умирающий Джек на Острове, который видит самолет, улетающий с его друзьями, и лицо его озаряется прощальной улыбкой…

 Достоинства и просчеты

 Главным достоинством сериала «Lost» я считаю то, что его создатели сделали все возможное, чтобы быть готовыми умереть, но не выдать «главной тайны». Это позволило им сохранить интерес телезрителей к событиям, происходившим как на Острове, так и за его пределами, делая порою из нас с вами детей, обуреваемых любопытством, что же на этот раз достанет из своей шляпы ловкий фокусник. Разумеется, трудно было поддерживать это внимание к сериалу на постоянно высоком уровне: случались и спады, как при показе 3-го сезона, но были и подъемы, особенно ближе к финалу 6-го сезона. Однако в целом интерес к «Lost» не угасал, и если бы его создатели захотели снять еще один сезон, чтобы раскрыть загадки  Острова или истории «Других», думаю, это вызвало бы горячее одобрение фанатов сериала и полное понимание зрителей, смотревших его «под настроение». Понятно, что достигнуть этой цели, заветной для каждой творческой группы, работающей над подобным проектом, можно было только за счет новых сюжетных поворотов и действующих лиц. В то же время нужно было держать в поле зрения общую картину и конечную цель, чтобы не нарушалась логика развития событий и финальная сцена выглядела естественной, а не казалась «игрой разума» продюсеров и сценаристов.

Один из наиболее частых вопросов, задаваемых создателям сериала, был таким: «Следуют ли они изначальному общему замыслу сериала, или вынуждены выдумывать все на ходу?». В упомянутом выше интервью Д. Линделоф отвечал на это: «Никто, конечно, не сможет после просмотра последней серии сказать: «О, мой Бог, совершенно очевидно, что они знали, куда все это идет с первых серий».  «Lost» — это упражнение на креативность. … Так что придумываем ли мы на ходу или нет — это не так важно, как то, что убедим ли мы вас, что это не так. А это не так на самом деле». Представитель компании Bad Robot, официального партнера телеканала ABC при создании «Lost», который, по его словам, непосредственно принимал участие в «придумывании» сериала, сидя в одной комнате со сценаристами, также утверждает, что от них часто слышал, что они знали о финале еще с самого начала. С целью рассеять сомнения в этом он заявляет, что «изначальная задумка начиналась с того, как Джек заходит в церковь и прикасается к гробу, закрывает глаза при виде летящего самолета. Это ИЗНАЧАЛЬНО являлась концовкой Джей Джей Абрамса. И они сохранили ее». Любопытное утверждение, если учесть, что по первому варианту сценария Джек должен был погибнуть при обвале пещеры в конце пилотной серии, отчего приглашенный на эту роль Майкл Китон отказался от нее.

При этом я вполне допускаю, что финальная сцена в церкви, как и путешествия героев во времени, могла быть задумана создателями на ранней стадии работы над сериалом. Гораздо труднее поверить в то, что сценаристы изначально держали в уме образы Джейкоба и Человека в черном. Иначе не возникал бы диссонанс между многолетними поисками Джейкобом своего преемника, о чем нам становится известно в 6-м сезоне, и враждебными действиями в отношении его кандидатов со стороны «Других» в 3-м сезоне. Ведь «Другие» почитали Джейкоба как бога и были готовы исполнять его волю. Допустим, что Бен, в результате заговора сместивший Уидмора с поста лидера «Других» и не допущенный Джейкобом до личного общения, получал инструкции на этот счет не от него, а от Человека в черном, который выдавал себя за своего брата. Но почему тогда молчал Ричард Алперт, который помогал Джейкобу в его поисках и не мог не знать о ценности кандидатов? И отчего Человек в черном не воспользовался возможностью устранить руками Бена главных героев, от которых он мог ждать одних неприятностей? Между тем Бен, захватив в плен Джека, Кейт и Сойера, относится к двум последним только как к способу давления на Джека, который должен был провести над ним сложную хирургическую операцию. Я уже не говорю о том, как выглядят с моральной точки зрения действия Джейкоба, когда этот «добрый бог» ради того, чтобы заполучить своих кандидатов на Остров, отправляет на тот свет большинство пассажиров Oceanic 815!

Или обратимся к финальной сцене, когда главные герои и героини сериала собираются в церкви, откуда им предстоит вознестись в лучший из миров. Мысль о том, что рано или поздно мы все окажемся в Альтернативной реальности вместе со своими «родственными душами», с которыми последуем дальше, куда бы ни повел нас путь последний, кажется весьма привлекательной и утешительной. Помню, как фанаты на форуме с жаром обсуждали, почему среди «избранных» в церкви не оказалось Бена, Фарадея, Шарлотты, Майлза, Лапидуса и других. Меня же больше занимал вопрос, почему в качестве проводника в мир света сценаристы избрали доктора Кристиана Шепарда, который попал на Остров, когда его тело везли в гробу, и ничем не связан с другими персонажами, кроме своих детей – Джека и Клэр. Согласитесь, есть нечто сомнительное в том, что роль провозвестника высшей реальности отдается человеку, который жил только для себя, не имея более высокой цели. Это как-то слишком «по-русски», когда врач-пропойца с видом глашатая истины зовет тебя за собой в даль светлую (как полупьяный Сатин из драмы Горького произносит еще более пафосную речь на тему: «Человек – это звучит гордо!»).

 Большие вопросы вызывает и любовная линия сериала – развитие отношений между главным героем и ведущей героиней, Джеком и Кейт. Первоначально сценаристы хотели сделать из них двух «спасателей», которые всем помогают на Острове и на этой почве тесно сближаются друг с другом. Затем этот замысел, по-видимому, показался им слишком банальным, и они решили «усложнить» жизнь двух этих персонажей. Из решительного и ответственного Джека после его возвращения с Острова зачем-то сделали неврастеника, а криминальному прошлому Кейт добавили ярких красок, после чего стало непонятно, зачем ей вообще нужен до занудства правильный доктор, когда рядом находится славный парень Сойер, «ее поля ягода». В результате, когда пришло время сводить главных героев в церкви по парам, вновь обретенное «родство душ» между Джеком и Кейт внушает сильное сомнение. Еще неизвестно, что лучше: остаться в «чистилище» вместе с сыном, с которым у тебя как раз наладились отношения, или отправиться в «райские кущи» с женщиной, которую ты так сильно любишь, что с большим трудом вспоминаешь ее по прежней жизни.

А ведь все дело в том, что создатели сериала, вынеся один важный урок из «Твин Пикс» (никогда не выдавай до конца главной тайны), забыли о другом важном уроке этого культового сериала (никогда не нарушай главной любовной линии). И если в «Твин Пиксе» так и не получила развитие сюжетная линия, подразумевавшая роман между специальным агентом Дейлом Купером и юной Одри Хорн, то в «Lost», на мой взгляд, была искажена сюжетная линия, подразумевавшая большую любовь между доктором Джеком Шепардом и «бегущей по жизни» Кейт Остин. Другое дело, что «Твин Пикс» не продержался дольше второго сезона, а «Lost» выдержал все шесть. Но здесь уже свое «слово» сказали другие герои сериала, а также неразгаданные тайны, о которых мы поговорим в следующий раз.

Автор — ragnar lodbrog

Уважаемые пользователи!


Вы можете выразить свою благодарность за наши рипы и работу команды через одну из форм, представленных ниже,
или переходами по рекламным ссылкам в шапке сайта и анонсах 2-3 раза в неделю.



Понравилась публикация? Расскажите о ней друзьям!

Нашли в статье ошибку? Сообщите нам!

Добавить комментарий

Перейти к верхней панели