• 6
21 балл, 23 оценки21 балл, 23 оценки +21
Авторизуйтесь, чтобы оценить.

За границей гетто

к фильму: Район №9
31.10.2014
Картинка профиля ssstt Автор: ssstt

Это кино вовсе не про пришельцев, здесь они играют скорее роль фоновой истории. Оно про людей. Про странных существ, которые умудряются на фоне длиннолапых зеленых созданий, роющихся в мусоре и поедающих кошачий корм, выглядеть настолько чудовищно, что для всех людей — существ с ограниченным сознанием, настроенным лишь на власть, деньги, насилие и глупость — во вселенной хочется сделать отдельный огороженный участок, с которого они никогда не выберутся и смогут бесконечно размножаться, убивать друг друга и портить жизнь лишь себе самим… О. Ну надо же.


Итак, история на первый взгляд довольно тривиальна в жанровом отношении: над Йоханнесбургом внезапно появляется огромный космический корабль и висит там 3 месяца без каких-либо признаков жизни, разве что время от времени от него отлетают весьма внушительные куски амуниции. Военные вскрывают корабль и находят странную для их понимания картину — заморенных голодом и пытающихся выжить созданий антропоморфного вида с примесью чего-то напоминающего моллюска и Дейви Джонса из «Пиратов Карибского моря» одновременно. Устраивать на планете бойню космических размахов они явно не собирались. Как оказалось, им всего лишь нужна была помощь и люди выход нашли, в своем репертуаре, разумеется — построив временный палаточный лагерь для пришельцев, где их и разместили. Это уже очень иронично, но то ли еще будет. Палаточный лагерь разрастается и туда стекается преступность всех мастей — начиная от спекуляций на еде и заканчивая скупкой оружия. Последний пункт стоит упомянуть отдельно, ведь именно он становится в итоге камнем преткновения.

Главный герой Викус ван де Мерве (Шарлто Копли) — обычный американский менеджер среднего звена, улыбчивый, добрый и несколько простодушный. Жена-блондинка и работа на тестя в крупной корпорации, которая и занимается работой с пришельцами (хотя главный интерес бизнесменов заключается, разумеется, в оружии гостей и в способах его освоения), прилагаются. И вот Викусу поручено важное задание — тесть назначает его ответственным за выселение пришельцев из их лагеря, который больше напоминает огромную свалку.

Как только Викус приступает непосредственно к работе, он раскрывается во всей красе неприкрытой правды о человеческой натуре — под маской добродушия и цивилизованности скрыта жестокость, трусость и глубокое презрение ко всему, что находится, как он считает, ниже его самого.

Он буквально вырывает пришельцев из своих лачуг (точнее, это делают военные, его сопровождающие), ставит их на колени, выискивает у них дома все, что может быть запрещено правилами и законами, а также не видит никаких препятствий к их убийству в том случае, если, например, пришелец ставить подпись о выселении категорически отказывается, да еще и хамит. По ходу всего действия он «добродушно» подшучивает над странными созданиями, которые так любят покопаться в мусоре. Дальше события начинают разворачиваться стремительно — Викус находит в доме пришельцев, члена семьи которой убили во время досмотра, странный предмет, вещество из которого попадает ему на кожу, после чего его тело буквально начинает мутировать, становится совершенно ясно — он превращается в того, кого еще недавно считал существом низшего ранга.

Режиссер Нил Бломкамп иронизирует не только над темой пришельцев в кино, переворачивая все буквально с головы на ноги, но и над известными приемами жанра — к примеру, над набившим оскомину приемом «документальной съемки». Кстати, именно по псевдодокументальной короткометражке «Выжить в Йобурге» режиссуры Бломкампа и также с Шарлто Копли в главной роли (любопытно, что это была первая роль Копли) был снят «Район №9». Разумеется, это очень социальное кино, снятое, как уже говорилось, об устройстве самого общества и о его парадоксах, однако во время просмотра приходит понимание, что если такие события произошли бы в реальности, люди поступили бы подобным образом. Тем более, что за плечами такой богатый опыт — апартеид, войны, лагеря беженцев, трущобы. К своему персонажу режиссер также подходит очень остроумно с одной стороны и нетривиально с другой.

Здесь нет привычного нам развития героя — был плохим, одумался, сразу стал хорошим и правильным, все приближено к реализму настолько, насколько это вообще возможно для этого фильма. Надо отметить, что съемочная группа состояла в основном из южноафриканцев, а компания Sony дала режиссеру полный творческий карт-бланш. Возможно поэтому фильм воспринимается, несмотря на свою социальную подоплеку с нотками сатиры, как глоток свежего воздуха на фоне многочисленных высокобюджетных блокбастеров «вообще ни о чем», с которыми его и сравнивать-то как-то неловко.


С Викусом происходят события, которые переворачивают его привычный и удобный мир — разрушаются все зоны комфорта, как физические, так и психологические. Сначала в корпорации, где Викус работал, его буквально пытают, ставя эксперименты, затем на него объявляют охоту (ведь теперь лишь он способен управлять оружием пришельцев, а значит его тело — невероятно мощное финансовое оружие), его обливают грязью со всех экранов, утверждая, что он вступал с пришельцами в интимную связь, от него отворачивается его семья. Викусу ничего не остается, как идти в дом к тому самому пришельцу, у которого он конфисковал странный предмет и просить того вылечить его.

 

Любопытные отсылки фильма

Южная Африка и апартеид, трущобы

Название фильма — отсылка к режиму апартеида в ЮАР и «шестому району» в Кейптауне. В 1966 году он был объявлен зоной «только для белых», 60 тысяч человек были насильно переселены в Кейп-Флэтс.
Для того, чтобы понять, насколько катастрофична ситуация с трущобами в мире, достаточно просто посмотреть статистику (около 800 млн человек живут в трущобах, прогнозируется, что к 2030 году их количество достигнет 2 млрд) или, к примеру, фильм «Дом».

Люди предпочли запереть пришельцев в гетто — и принимать не хотим и выгонять неудобно. Отношение к гостям — презрение. Не так ли мы поступали и продолжаем поступать с людьми иной национальности, цвета кожи, социальным положением, с животными, со всем окружающим миром вообще? Построить забор, впрочем, всегда проще. По сути все, кто нам непонятны — это пришельцы. А все, что волнует — как бы территорию не заняли. Добродушие и цивилизованность оборачиваются лицемерием — нам не хочется жить с теми, для кого деньги, вещи и порядок в нашем доме не так уж важны, человечеству не хочется ничего менять, человечеству хочется жить стабильно.

 Контакт

Людям даже не приходит в голову вступить в сколько-нибудь продуктивный контакт с теми, кто прилетел на громадном космическом корабле и владеет супермощным оружием, сделанным по биоинженерным технологиям. Им не приходит в голову задуматься, насколько же цивилизация этих существ ушла дальше в интеллектуальном, и, возможно, в нравственном отношении — ведь пришельцы не стали брать в руки это оружие. Гости не сделали людям совершенно ничего и терпели презрительное отношение к себе.

При высоком уровне развития они в чем-то непосредственны и просты — им непонятно, что такое частная собственность и почему пластиково-металлическая моделька на колесах так важна для человека, как и все остальные его побрякушки — мусор и есть мусор, он не может быть своим или чужим. Они легко могут разозлиться и замахнуться, своей огромной силой сбив человека с ног. Их нельзя назвать агрессивными, отнюдь — они просто не похожи на людей. Большинство приехавших, как объясняется — это нечто вроде исполнителей, пассивная часть общества, оставшаяся без лидеров, однако даже они, видя настолько презрительное и жестокое отношение тех, кто почувствовал чужую покорность, могли взять свои пушки и разнести весь род человеческий на куски. Вместо этого они предпочли жить так, как им предложили, но и здесь люди не смогли оставить их в покое.

В обществе — абсолютная солидарность относительно их проблемы, возмущается как обычно лишь кучка протестующих «бездельников» и никто не думает, что вычистить из лагеря нужно не их, а преступников, которые нашли в нем способы поживиться, что опять же приводит нас к очевидным отсылкам к социально-политическим реалиям.

Ничем не оправданное чувство морального превосходства над теми, кто в 200 раз превосходит человечество по своему интеллектуальному развитию, пожалуй, просто поражает. Но удивляться тут, на самом деле, нечему и это самое грустное во всей истории, мы постоянно можем наблюдать в фантастическом фильме прямые параллели с реальностью. «А что, если бы пришельцы прилетели?..» — «Всем было бы все равно».

Еще один герой фильма — пришелец-гений Кристофер, в доме которого Викус и находит необычный предмет, потратил жизнь не на сбор оружия или армии и не на то, чтобы стать заметным политическим деятелем или лидером — он потратил ее на то, чтобы собрать недостающие детали корабля и попробовать улететь домой.

Викус из трусливого, лицемерного, пустого и ничего из себя не представляющего обывателя превращается сначала в бомжа, затем в человека, который, как ему кажется, опустился на самое дно, живущего в грязи и скрывающегося, а затем уже и в преступника, который берет в руки недоступное людям оружие и идет против своего начальства.

Перевоплощения Викуса на экране впечатляют своей грустной жизненностью, все эти изменения сводят его с ума и все, чего он в итоге хочет — просто вернуться в свою удобную и комфортную жизнь и обо всем забыть. Однако, как уже было сказано, это не совсем стандартное кино с экшном, пушками и зелеными человечками (хотя все это в фильме присутствует). Мы видим человека такого, какой он есть, со всеми его пороками и трусостью — даже несмотря на ту искренность, которую проявляет к нему гениальный и добрый Кристофер, член семьи которого погиб из-за него, Викус все равно предает его и предает не раз — в нем все еще живы эгоизм и безумная идея, что можно просто, не обращая внимания на ту пропасть, которая пролегла между ним и всем его окружением, снова закрыть глаза, заснуть и проснуться тем, кем он был.

Фильм, который насквозь пропитан иронией, не пытается оправдать человечество, не ставя даже такого вопроса — с человечеством и так все ясно. А что насчет одного человека? Оказывается, быть трусом можно и будучи в броне и доспехах — это качество от оружия не зависит, порой даже одно говорит о наличии другого. Сцена в финальной части фильма, где Викус, закованный в металл, бежит, бросая на ходу: «Делайте что хотите, только меня не трогайте», а затем вдруг останавливается, — является некоторой точкой и кульминацией. Кто знает, почему в итоге все меняется — то ли он принимает наконец себя и произошедший разрыв, то ли просто знает, что никого у него больше нет, кроме этих странных существ, одним из которых он стал.

Конец фильма, как и положено, оставляет вопросы. А как бы поступили Вы на месте Кристофера — стоит ли возвращаться в место, которое безнадежно застряло в средних веках и видит сладкий сон о своей цивилизованности, за народом, которому, кажется, все равно на свою судьбу? Впрочем, в фильме есть некая подсказка.
Всем нам надо улететь домой. Улететь в такое состояние сознания, где нет места оружию, насилию и страху за свою жизнь. Но перед этим нужно переродиться в такое существо,состояние и сознание которого могли бы соответствовать таким понятиям, каким бы, как ни странно, уродливым оно не показалось окружающим.
В каждом из нас живет не зверь и не пришелец — в каждом из нас живет человек, которого и нужно оттуда вытравить. Чтобы стать кем-то выше. Чище. Сильнее. Но сначала надо научиться из мусора делать цветы.

Уважаемые пользователи!


Вы можете выразить свою благодарность за наши рипы и работу команды через одну из форм, представленных ниже,
или переходами по рекламным ссылкам в шапке сайта и анонсах 2-3 раза в неделю.



Понравилась публикация? Расскажите о ней друзьям!

Нашли в статье ошибку? Сообщите нам!

6 комментариев

  1. Картинка профиля direx direx says:

    Отличный фильм, только на днях пересмотрел его на Blu-ray, Шарлто Копли  играет замечательно. Когда нечего смотреть- пересматриваю этот фильм, который должен быть в коллекции любого киномана!

  2. Картинка профиля BAZArkin BAZArkin says:

    Согласен фильм и правда цепляет!!!!!!!!!

  3. Картинка профиля AVAREC AVAREC says:

    Норм фильм.

  4. Картинка профиля MaxiMax MaxiMax says:

    надеюсь будет продолжение, вроде как говорили о нем, но и вроде бы как не пришли к окончательному решению, когда именно оно будет!

  5. Картинка профиля Master057 says:

    Ну не зря у него 4 номинации.  Фильм в любимых. :wink:

  6. Картинка профиля DAHAKA DAHAKA says:

    Фильм абсолютно не о чем. Пытался посмотреть дважды, но оба раза засыпал примерно через полчаса после начала.

Добавить комментарий

Перейти к верхней панели