• 0

«Хоббит: Нежданное путешествие» — рецензия к фильму.

04.05.2013
Автор: OLьGA

Долгожданное путешествие или Возвращение в Средиземье,

За синие горы, за белый туман…

"Хоббит: Нежданное путешествие" - рецензия к фильму.

В земле была нора, а в норе жил хоббит. Не в какой-то там меркой грязной сырой норе, где не на что сесть и нечего съесть. Нет, нора была хобичья, а значит – благоустроенная.

Обитатель норы – Бильбо Бэггинс (он же Торбинс, он же Сумникс, он же Сумкинс, он же Григорий Иванович :) слыл хоббитом обстоятельным, и на приключения не падким (как и остальные его сородичи). До того самого дня, когда под дверью его норы объявился некий волшебник, по имени Гэндальф.

"Хоббит: Нежданное путешествие" - рецензия к фильму.

Кто такие хоббиты, пожалуй, уже знает каждый. Даже не читавшие книгу (неужели есть такие?) смотрели или слышали о грандиозном успехе «Возвращения короля» в 2003 году. Но прежде, чем перейти к киношному Средиземью, поговорим немного о Средиземье книжном.

Началом дружбы Толкиена с этим миром можно считать 1914, когда было написано стихотворение «Плаванье Эаренделя Вечерней Звезды». Оно появилось на фоне активизации работы Дж.Р.Р.Т. над «языком фэйри», из которого в свое время родятся два эльфийских наречия – синдарин и квенья. Вплотную мифологией нового мира Профессор занялся в госпитале, приходя в себя после «окопной лихорадки». Так начало возникать то, над чем Джон Рональд работал всю жизнь, и  что уже после смерти автора, сын издал под названием «Сильмариллион».

Параллельно Толкиен, любящий и умеющий рассказывать сказки, выдумывал для своих детишек «Письма Дедушки Мороза», затем истории о неутомимом майоре Эхеде и сказки о приключениях песика Ровера. Затем глянь! А полурослики уже тут как тут.

Когда именно началась работа над «Хоббитом», точно не известно. Первые наброски исследователи датируют где-то 1931 годом. Долгое время рукопись пылилась неоконченной, пока в октябре 1936, Профессор, наконец, закончив книгу, не отослал ее в издательство «Джордж Аллен энд Анвин». Десятилетний сын директора компании прочел текст, и как представитель целевой аудитории всячески его одобрил, заявив, что «книга понравится всем детям от 5 до 9». В сентябре 1937–го «Хоббит» появился на прилавках.  

До публикации «Властелина колец» оставалось еще 17 долгих лет.

До первой серьезной экранизации – 75.

После успеха «ВК» казалось, что время пришло. Однако все получилось далеко не просто. Сперва Джексон поссорился с New Line Cinema. Из-за чего? Конечно же, причиной были ОНИ – деньги. До 2008 года проект оказался намертво заморожен. И лишь после того, как разорившаяся NLC слилась с монстром Metro Goldwyn Mayer, дело вроде как сдвинулось с места. Джексон, правда стал всего лишь продюсером картины, а в режиссерское кресло уселся Гильермо дель Торо. Но и это был не конец. 2 года кипела подготовка к съемкам, а когда дело дошло собственно до работы на площадке, оказалось, что даже такие компании как MGM могут испытывать финансовые трудности. Дель Торо, психанув, покинул проект, а на освободившееся место с тяжким вздохом типа «куда ж вы без меня» взгромоздился товарищ Джексон. Тут и деньги внезапно нашлись, причем немалые (бюджет первой части – 180 лимонов, всей трилогии до полумиллиарда). И понеслось.

21 марта 2011 года в Новой Зеландии начались съёмки тогда еще двух частей фильма. В общей сложности съёмочный период занял примерно 250 дней и завершился к середине 2012 года. Работа над компьютерной графикой продолжалась до 26 ноября. В процессе две части разрослись до трех, и 28.11 премьера, наконец, состоялась.

Опасения были. Ожидания разделились от «после великолепного масштабного кино, браться за вещь, написанную для малышни» до «там все испохабил, и здесь явно отличится».

Основной проблемой для зрителя, не читавшего Толкиена, но смотревшего «Властелина колец»,   могла оказаться огромная стилистическая разница между «Хоббитом» и «ВК». Если – последний, это грандиозное эпическое полотно, с огромным количеством героев, действий, сражений и мыслей, то «Хоббит» — это в первую очередь детская сказка. Великолепная, захватывающая, гениальная – но детская. Джексон сказку для младшего школьного снимать явно не хотел, посему выход был только один. Создавать общую историю Средиземья (используя, в частности, приложения к «Властелину»), полотно, пронизанное общими подвязками, героями, отсылками, аллюзиями, шутками. Полотно, которое покажет, то, что оставалось за кадром в «ВК». Ведь как ни крути, «Хоббит» и есть приквел к «ВК», потому что «ВК» это именно продолжение истории Бильбо, выросшее из коротких детских штанишек, и полностью открывшее читателю мир Арды. По крайней мере, третью эпоху, за остальным – пожалте к «Сильмариллиону».

"Хоббит: Нежданное путешествие" - рецензия к фильму.

Итак, общая история.

С самого начала Джексон заманивает зрителя воспоминаниями о своей главной удаче. Мы даже увидим Фродо и постаревшего Бильбо периода «Властелина колец», как раз перед Угощением дописывающего повесть о походе «Туда и обратно». Работает на связь двух картин и актерская преемственность. Гэндальф, Элронд, Галадриэль и Саруман переместились сюда прямиком из «ВК». Правда, в книге ни владыка Лориэна, ни Глава Белого Совета не появляются. Но это как раз тот случай, когда их возникновение идет только на пользу, добавляя событиям глубины и масштабности.

На ту же мельницу льет воду история с Азогом, изрядно переработанная режиссером. У Толкиена Азог был убит в битве в долине Азанулбизар (показанной в фильме), и вовсе не Торином. Здесь же ненависть Азога к ранившему его Торину, изрядно добавляет движняка и не дает героям скучать. Азог, кстати получился у Джексона эдаким первородным орком, глыбищей, особенно на фоне остальной гоблинской мелочи.

Подытоживая: ставим первый плюс. С задачей увязки картин в единую история Средиземья, режиссер вполне справляется.

Теперь рассмотрим поближе тех, кто эту самую историю творит: героев.

"Хоббит: Нежданное путешествие" - рецензия к фильму.

Бильбо Бэггинс (Фримен). Сам Профессор о нем упоминал как о «представителе английского среднего класса, привязанного к своему креслу, но если дело дойдет до приключений – он преобразится в героя». И во второй половине фильма, мы начинаем понимать, что он имел в виду. Процесс развития персонажа еще далеко не закончен, но преображение идет полным ходом.

"Хоббит: Нежданное путешествие" - рецензия к фильму.

Торин Дубощит (Армитаж). В книге главный гном достаточно недалекий, жадный и до одури горделивый (в «Хоббите» Толкиена практически все герои напрочь лишены пафоса, легкомысленны и, мягко говоря, не идеальны). У Джексона мы видим действительно принца в изгнании. Вождя, за которым легко и приятно идти. Благородного воителя. Гнома, изменившего историю Средиземья. Интересно посмотреть, как дальше будет подано развитие его отрицательных черт, пока в глаза не бросающихся, типа той же гордыни и банального жлобства.

"Хоббит: Нежданное путешествие" - рецензия к фильму.

Всех оставшихся гномов рассмотрим скопом. К сожалению, показать индивидуальность каждого у Джексона не вышло (или не ставилось за цель). Выделяются мудрый Балин (Стотт), воинственный  Двалин (Мак-Тавиш) – еще и пришел первым, Бофур (Нэсбит) – в основном благодаря гениальной ушанке, Бомбур (Хантер) благодаря объему талии, гламурный Кили – благодаря отсутствию бороды (гном без бороды – гномья женщина), и луку, которым тангары отродясь не пользовались. Все. Меньше половины. Остальных фиг различишь.

Что еще озадачило. Нарочитая брутальность гномьей компании в гостях у Бильбо. Какая-то слишком уж американизированная (или ирландская?). Хотя, по зрелому размышлению, а чего еще можно ожидать от компании рудокопов, солдат и мастеровых, отрывающихся вдали от начальства? Обращения к товарищу на Вы и вежливых разговоров о погоде? Кстати, как только пришел Торин, все тут же утешились. А еще к вопросу о боевом мастерстве подгорных жителей, и слишком легком убивании гоблинов. Посмотрите, как они обращаются с посудой, и вам все станет ясно.

"Хоббит: Нежданное путешествие" - рецензия к фильму.

Гэндальф Серый (Маккеллен). Волшебники в Средиземье серъезно отличаются от стандартных фентезийных чародеев. Они, скажем прямо, вовсе не люди, а «майяр» — очень грубо говоря, младшие боги, посланные в Арду для борьбы с Врагом. Но получив человеческие тела, они практически утратили магические способности. Основной их «скил» — это мудрость, приобретенная за долгий срок жизни. Плюс слабые отголоски их ранешних сверхчеловеческих возможностей. Так, в качестве маленького бонуса. В книге Гэндальф вообще не пользуется волшебством (считать таковым поджигание шишек отказываюсь наотрез). У Джексона ему позволено побольше, но все равно четко видно, что главное его оружие – мозг (да, нужно заметить, что у Толкиена орлов никто не звал, они прилетели, заметив скопление варгов и гоблинов) . Иэн Маккеллен еще в  «ВК» был единственным, заработавшим актерскую номинацию на Оскар. В «Нежданном путешествии» он также не подвел. В его Гэндальфа веришь. Такого наставника, я думаю, не отказались бы иметь многие.

"Хоббит: Нежданное путешествие" - рецензия к фильму.

Элронд Полуэльф (Уивинг). А еще говорят, что время не властно над эльфами! 60 лет тому назад от «ВК» Элронд оказывается был еще тем живчиком! Самому на коня да в чисто поле, орков погонять, Галадриэль подмигнуть залихватски, в общем, жизнь бьет ключом. Ни капли той усталости и вселенской печали из «Властелина колец» (кстати, в книге Элронд ваще ни разу не эльф. Он «друг эльфов и предводитель тех людей, у которых в предках числились эльфы», то бишь – человек).

Особенно кардинально различие с другим эльфийским владыкой — Трандуилом (Пейс) – там однозначное «уйди, противный, родина в опасности».

Радагаст Карий (Мак-Кой). Основное «фе» Джексону. Ну не может он без утрированно комического персонажа, хоть ты ему кол на голове теши! В «ВК» эту неблагодарную работу исполнял Гимли, здесь ноша легла на Радагаста (который в «Хоббите» Толкиена не появляется вовсе). Этот исстари действительно был слегка не от мира сего, и гораздо больше ценил общение с неразумными тварями, но режиссер сделал из него даже не утрированного лешего, а скорее юродивого. Это однозначный перебор, надо все таки и честь знать иногда.

Горлум (Серкис). Он великолепен. Мимика и пластика выше всех похвал. Скоро обычные человеки окончательно померкнут на фоне технологии «захвата движения и мимики».

Теперь переходим к основной фишке экранизации. Картинка. «Хоббит» стал первым фильмом, снятым с частотой 48 кадров в секунду на тридцати новейших супернавороченных камерах RED Epic. И хотя в большинстве кинотеатров используется стандартная частота 24 кадра, выглядит фильм просто потрясающе. Джексону удалось вернуть зрителя в Средиземье. Красивейшие пейзажи (спасибо Новой Зеландии и чуть-чуть оператору), фееричный Раздол и мрачные подземелья, драконье пламя и орлиный полет, клыки варга и свет эльфийского меча, звон клинков и предсмертный хрип, грохот падения каменного великана и свист гномьего топора, кольца дыма из трубки Олорина и хоббичьи норы. Ты буквально погружаешься в картину. А еще и 3D… Глаз не оторвать.

"Хоббит: Нежданное путешествие" - рецензия к фильму.

А тем, кто не видит за спецэффектами мысли, хочу посоветовать смотреть внимательней. Герои «Хоббита» доносят до зрителя понятия отваги, дружбы, самопожертвования, милосердия. Плюс к этому книга и фильм показывают, что со своими негативными качествами типа трусости, жадности, гордыни можно и нужно бороться. Вам не кажется, что если действовать как герои «Хоббита», мир станет лучше? Ото ж.

Потрясающе красивая картина, вернувшая зрителя в Арду, и в очередной раз поднявшая планку спецэффектов. За исключением Радагаста практически не к чему придраться (разве что хронометраж для прокатной версии великоват).

P.S. Дракона нам так и не показали, талантливо приныкав на потом. Что в общем-то логично.

P.S2. При таком темпе развития событий, третья часть на 80 % будет посвящена Битве пяти воинств.

режиссёр Питер Джексон

в ролях: Мартин Фримен, Иэн Маккеллен, Хьюго Уивинг, Энди Серкис, Кейт Бланшетт, Ричард Армитаж, Кен Стотт, Джеймс Нэсбит, Питер Хэмблтон, Марк Хэдлоу, Джед Брофи, Эйдан Тёрнер, Дин О’Горман, Грэм Мак-Тавиш, Джон Каллин, Стивен Хантер, Адам Браун, Уильям Кирхер, Сильвестр Мак-Кой, Кристофер Ли, Ли Пейс, Ману Беннетт

Автор — Юрий Перебаев


Понравилась публикация? Расскажите о ней друзьям!

Добавить комментарий

Перейти к верхней панели